Первоначально посещение города Грязовец в наши
планы не входило, но необходимость покупки нового переключателя заставляет нас
немного изменить маршрут. Правда, мы местных достопримечательностей Грязовца
практически не видели, зато изучили
ассортимент универмага. Ассортимент
оказался не полным – переключателей не
оказалось. Отправляемся в дальнейший
путь – к Корнилово-Комельскому монастырю.
Рядом с монастырем,
точнее с тем, что от него осталось, делаем
небольшую стоянку. Этот монастырь
сохранился гораздо лучше Стефано-Озерского,
по крайней мере, хоть стены есть. Перед
полуразрушенным зданием – небольшой синий
крест. (по некоторым данным, именно там
находились мощи преподобного Корнилия). А
еще где-то рядом должен быть святой
источник, но я его искать не пошла. Во время стоянки не
только осматриваем развалины, но и чиним
Иринино колесо.
|
Едем дальше, по
Ярославскому шоссе (М8). Однако асфальт
достаточно разбит, так что приходится
объезжать многочисленные выбоины. День субботний, поэтому трафик не очень
большой. Или это по сравнению с Питером мне
так показалось? Мимо следующего
монастыря проехать сложно – на шоссе стоит
указатель (налево), на котором прям так и
написано – «Павло-Обнорский монастырь». (Находится
монастырь в селе Юношеском).Дорога к нему
показалась мне очень красивой, в одном
месте, перед крутым спуском вообще
возникает ощущение, что дорога просто
обрывается в неизвестность.
|
Напротив монастыря
делаем привал. Хоть и называется он
Обнорский, но течет рядом с ним река Нурма, а
не Обнора. (По крайней мере, так на карте
нарисовано).
Вода в этой Нурме,
несмотря на жару, оказалась достаточно
холодной, но это все равно не испортило нам
купание. Отдыхаем на берегу, обедаем, запасаемся водой из
монастырского колодца. Осматриваем
монастырь. Он оказался наиболее
сохранившимся из всех монастырей
Комельского леса, увиденных нами. Может от
того, что размещались в нем не психбольницы,
а пионерлагерь. Кстати, потому что здесь
были пионерлагеря и село называется
Юношеское. Едем дальше –
полевой дорожкой. В некоторых местах по ней
опять приходится идти, но все не так
запущено, как было в предыдущий день, да и
дорожка не очень длинная оказалась. С нее
выезжаем (направо) на вполне приличную.
|
В селе Спас-Нурма осматриваем Спасо-Сергиевскую
церковь и
кладбище. Судя по новенькому железу на
крыше и вставленным стеклам церковь
восстанавливается. (Да, когда мы
осматривали ее , то еще не знали, как она
называется. Название церкви мне помог
установить сайт Соборы.Ру .)
|
|
Далее поворачиваем направо,
проезжаем через мост на Нурмой, несколько
километров проселка, и возвращаемся опять
на дорогу М8. Об этой дороге у меня сложилось
впечатление, что состояла она из сплошных
подъемов. Через энное количество
километров я поняла, что из всех дорожных
знаков милее всех мне – «крутой спуск».
Жаль, что он почти не попадался. Через какое
время разбитый асфальт сменяется
великолепным, видно, что дорогу
ремонтировали совсем недавно. По обочинам в
некоторых местах еще работает всякая
дорожная техника. Водитель одного из
экскаваторов сигналит нам с Ириной и
приветливо машет рукой. Сразу становится
как-то веселее, и едется легче. Так бодрячком по хорошему асфальту и въезжаем в Ярославскую область.
В селе Холм у нас запланирован
съезд с шоссе на боковую дорогу. Илья идет
выяснять у местных подробности и
возвращается с новостью, что дорога есть
только на бумаге, то есть на карте. Вернее,
по словам аборигенов, какая-то дорога есть,
но по типу «в сухой год лесовоз пройдет». Едем дальше по М8.
Определяемся с местом
предполагаемой стоянки – на берегу речки
Уча. Уточняем у встретившихся местных –
речка есть в реальности, а не только на
карте.
И если свернуть направо от шоссе и немного
проехать, то мы ее найдем. Так и делаем –
сворачиваем, проезжаем, рассылаем «гонцов»
в разные стороны и находим очень приятное
местечко. По общему мнению, это была самая
лучшая наша стоянка за поход.
|
Грязовец
Первое упоминание об этом селении - починке Грязивитском - содержится в жалованной
грамоте царя Ивана IV Корнильево-Комельскому монастырю 1538 г. Со временем
Починок превратился в торговое село Грязлевицу, занимавшее довольно выгодное
положение на проезжей дороге из Архангельска в Москву.
25 января 1780 года Грязлевица указом сената была преобразована в уездный
город Грязовец. Это
факты. А легенды связывают происхождение
имени города с Екатериной Второй, которая, выйдя здесь из кареты на пути
в Вологду, влипла туфелькой в глину и
сказала: «Фу, какая грязь!» А еще о Грязовце
и его достопримечательностях, а так же о
Корнилово-Комельском и Павло-Обнорском
монастырях можно
прочитать здесь.
|
Корнилово-Комельский
монастырь.
Основан в 1497 году
Корнилием Комельским.
В одном из источников, ссылку на который я, к сожалению, утеряла, мне
попались интересные данные из истории монастыря
"Господь явно благоволил к обители. В 1538 году казанские татары вторглись в
вологодские пределы. Комельскому монастырю, как и другим обителям угрожало
разорение. Братия, спасаясь от татар, по совету старца, удалилась из монастыря на Белоозеро и молилась о спасении обители. И
вот когда татары подступили к стенам покинутого монастыря, он показался им
большим укрепленным городом со множеством войска, готового к сражению.
Пораженные страшным зрелищем, татары бежали от монастырских стен, побив своих
проводников."
Советская власть, однако, оказалась хуже татарского нашествия. В 20-е годы монастырь был закрыт. Там устроил свой
санаторий Архангельский союз леса и сплава.
В конце 30-х — начале 40-х монастырские
постройки послужили для размещения
интернированных поляков, а
также финнов, захваченных в плен в финскую
войну. На их местах размещались немецкие
военнопленные. Потом здесь была
обычная тюрьма. Потом — областная
психиатрическая больница.
|
Павло-Обнорский
монастырь. Возник он около 1414
года. В отличии от предыдущих - этот
монастырь действующий, восстанавливается
как подворье Вологодского Спаса-Прилукского
монастыря. Еще о монастыре можно прочитать здесь.
|