17 июля, день третий

Вода!!! Змей и Змеево Храм Спаса Нерукотвроного в селе Михаил Архангел Ярославской области

В программе на день – осмотр города Любим, Спасо-Геннадиева монастыря и, как сказал наш руководитель, «нелегальный переход границы между Ярославской и Костромской областями».

С М8 в Пречистом сворачиваем налево. Запасаемся питьевой водой в одном из магазинов, и едем дальше.
Делаем краткую остановку у указателя Змеево – как сказал Змей – его родового гнезда. После фотографирования Змея с данной достопримечательностью отправляемся дальше.
Пересекаем реку с названием Мымра. Интересно, за что ее так обозвали, вполне милая речушка. Потом попадается еще один интересный указатель «М.Архангел» (направо). Красивое название. С дороги видна разрушенная церковь, наверно, как раз Михаила Архангела, раз находится она в этом селе. Быстренько фотографируем ее, и снова дальше.

P.S. Спустя некоторое время после похода я случайно наткнулась в интернете на страничку этой церкви . Оказывается, правильное название - храм Спаса Нерукотворного и построен он был в 1772 году. А село до революции называлось Архангельское в Рамнеце.

Троицкая церковь г. Любим Ярославской области
Воскресенская церковь г.Любим Ярославской области
Колокольня Богоявленского собора

Въезжаем в Любим – небольшой город, всего 6 тыс. населения, районный центр.
Останавливаемся у Троицкой церкви, осматриваем ее. Она состоит из комплекса трех зданий, но в настоящее время восстанавливается пока только одно. Через речку Уча видна другая церковь, Воскресенская.
Как положено женщинам, в церковь мы с Ириной ходили в юбках. Илья говорит, что через 500 м должна быть еще одна церковь, так что переодеваться обратно в велоштаны нам смысла не имеет. С точки зрения экономии времени – возможно, но вот то, что все встречные водители смотрели не на дорогу, а на это чуднОе зрелище… Дорожная безопасность явно подвергалась опасности. Церковь оказывается небольшой часовней, к тому же закрытой.
Останавливаемся у местного торгового центра, заодно гадая – могут ли тут оказаться в продаже задние переключатели – надежда, как известно, умирает последней. Естественно их не было. Закупаемся едой, водой, немного осматриваем окрестности. Впрочем, жара стоит такая, что детальный осмотр местных достопримечательностей производить не хочется, гораздо приятнее посидеть в теньке. Однако, Иван, который в отличии от нас не прохлаждался в тенечке, по городу побродил, и принес несколько интересных фотографий – предположительно Богоявленского собора, про который потом я вычитала в путеводителе по Любиму.
Отправляемся в дальнейший путь. Недалеко от Любима останавливаемся на речке Обнора, чтобы искупаться. Во время нашего путешествия погода была очень жаркой, поэтому речки были настоящим спасением. Вдалеке видны развалины очередной церкви. Вообще, в Ярославской области меня поразило количество полуразрушенных церквей, попадавшихся нам по пути.
Едем дальше, к последнему из не осмотренных монастырей – Спасо-Геннадиеву.
И тут, проезжая через переезд, я угодила задним колесом в какую-то выбоину. Странный звук, который начал издавать мой велосипед, заставил притормозить ехавших впереди Ирину и Константина. Осматриваем внимательно – и обнаруживаем на заднем колесе немаленькую «восьмерку». Как всегда, по закону подлости, поломка случилась в самое пекло, ну и естественно, в чистом поле, где от жары не скроешься. Наших усилий по реанимации колеса оказывается недостаточно, и приходится посылать гонца за Змеем, который уехал уже далеко вперед. Для того, чтобы продолжать движение приходится снять крыло, подножку, распустить задний тормоз. Однако все это – полумеры, несмотря на все попытки, колесо полностью выправить нельзя, и ехать на нем теперь надлежит с величайшей осторожностью.
В селе Настасьино мы поворачиваем направо, и подъезжаем опять-таки к Обноре. Там делаем очередной привал с обедом и купаньем. Спуск к реке достаточно крутой, поэтому чтобы не таскать лишний раз велосипеды с грузом, мы просто пристегиваем их на мосту, не забывая постоянно поглядывать в их сторону.

Спас-Геннадиев монастырь. Алексеевская церковь. Спас-Геннадиев монастырь. Преображенский собор и колокольня. за рекой уже Костромская область

Далее без приключений мы доезжаем до села Слобода, где находится Спас-Геннадиев монастырь.
Стараясь особо не шуметь мы побродили по территории. Из старых зданий монастыря – собора, церкви, колокольни – целым не сохранилось ничего. В соборе особое впечатление производят уцелевшие фрагменты фресок.
От монастыря мимо озера идет полевая дорожка, плавно переходящая в «козью тропу». И именно по ней мы отправляемся дальше, ориентируясь на виднеющуюся вдалеке церковь. Илья говорит, что церковь уже находится в Костромской области, за рекой. Однако река незаметна, пока вплотную к ней не подошли – не увидели. (Говорю «подошли» потому как «моноспид» Ильи и мой байк с перекошенным колесом для езды по полевым дорогам уже не подходили. Поэтому нам пришлось вести наших железных коней в поводу.)

Переправа
Большая Сандогора

На хуторе, к которому мы вышли «с тыла», договариваемся о переправе. Попутно выяснилось, что от монастыря до хутора можно было добраться и более проезжей дорогой, на которую мы, когда отправлялись в путь, почему-то не обратили внимания. За две «ездки» переправляемся на другой берег, тем более что самые сознательные товарищи (Илья и Паша) решили переправиться вплавь, не занимая места в лодке.
Итак, водную границу областей в виде реки Кострома мы успешно пересекли и оказались в селе Большая Сандогора. На берегу нас встречает «пограничный контроль» в виде котяры из местных. Угощаем его хлебом – не отказывается, хотя на бродячего непохож. Те, кто реку не переплывал, а переезжал на лодке, тоже хотят купаться, поэтому делаем небольшой привал. Задерживаться надолго нельзя, потому что уже вечер и надо ехать искать место для ночевки. Дорога, в лучшие свои времена, была асфальтированной. Сейчас асфальт разбит, и мои старанья выбрать наиболее «гладкий» путь, напоминают маневры «уклонение от торпедной атаки». Благо машин нет, и я могу себе это позволить. Наконец находим приемлемое место для ночлега. Однако выясняется, что вода в речке, у которой мы остановились, очень мутная. Отправляем Пашу гонцом в деревню. Его не было достаточно долго. Когда мы уже начали обдумывать планы спасательной экспедиции, Паша вернулся и сообщил нам, что нашел не только колодец, но и деда, который предлагает купить самогон. Впрочем, это предложение нас не особо заинтересовало, потому как «у нас с собою было». Так что вечер третьего дня вполне удался.

Спас-Геннадиев монастырь
Монастырь до 1647 года назывался Новою Корнилиевою пустынью и до 1787 года находился в Костромской губернии. Монастырь устроен на восточном берегу Сурского или Сурбского озера, близ двух рек Обноры и Костромы, на ровном месте. Основан преподобным Геннадием, учеником преподобного Корнилия, по желанию Великого Князя Василия Иоанновича в 1529 году.
В 1996 году статус монастыря был восстановлен, сейчас полное его название Спасо-Преображенский Геннадиев монастырь. В 1997 году комитет по охране памятников истории и культуры Ярославской области окончательно передал монастырю здания, которые от него остались. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии – собор Спасо-Преображенский 1647г., церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.

18 июля, день четвертый

Поскольку нам осталось преодолеть всего лишь 50 километров, подъем был назначен поздний. Но все равно надо было торопится, чтобы успеть осмотреть костромские достопримечательности. Утром Илья еще раз оглядел мое многострадальное колесо. Взгляд его не выражал ничего хорошего – так наверно врачи смотрят на смертельно больных пациентов. После некоторых раздумий он решительно забирает мой рюкзак, так что до Костромы я ехала налегке. Возможно, именно это и помогло мне добраться до костромского вокзала своим ходом, а не на попутке, как предрекал наш руководитель в своих мрачных прогнозах.
До Костромы доехали без приключений, и отправились на осмотр Ипатьевского монастыря. Там мы пробыли достаточно долго. Впрочем мы не только осматривали сию достопримечательность, но и отдыхали, купались в Костроме, запасались сувенирами и дегустировали местные сорта мороженого. Ипатьевский монастырь был основной костромской достопримечательностью, которую мы осмотрели – к сожалению, поезд наш уходил достаточно рано – около 17 часов. Так что кроме монастыря полюбовались мы только пожарной частью, мимо которой проезжали. Право слово, есть на что посмотреть. По местной легенде, одна из императриц, увидев ее воскликнула «Даже у меня в столице такой нет».

После того как мы уехали из Костромы нам достался «бонус» - стоянка поезда в Нерехте. Это почти два часа. Чтобы занять чем-то это время, мы договорились с местным таксистом, чтобы он покатал нас по живописным местам города и показал достопримечательности. Мои впечатления от этой «экскурсии» - маленький городок – и очень много церквей, пусть не действующих, но очень красивых. И еще – очень красивые резные наличники на маленьких деревянных домах.

Домой ] Комельский лес. Часть 1 ] Комельский лес.Часть 2 ] [ Комельский лес.Часть 3 ] Покатушки в Вырицу и окрестности, часть 1, 2005 год ] Покатушки в Вырицу и окрестности, часть 2, 2005 год ] Вокруг Череменецкого озера ] Закрытие летнего сезона 2005 с ВелоПитером ] День Ивана Сусанина ] По Пушкинским местам ]Поплывушка Кременка - Оредеж, 2002 ] Покатушки LadyTanya, 2005 ] Покатушки LadyTanya, 2006 ]